Воспоминания ветерана Ростехнадзора Усенко Льва НиколаевичаВ конце 1956 г. основной костяк котлонадзора в Управлении Хабаровского округа Госгортехнадзора СССР составляли специалисты бывшей Дальневосточной государственной инспекции котлонадзора Министерства электростанций СССР Курировал данное направления деятельности Ямчук Николай Ефимович — заместитель начальника управления округа. До прихода в котлонадзор работал теплотехником на нефтеперерабатывающем заводе и на строительстве железнодорожного тоннеля под Амуром в районе г. Хабаровска. С юношеских лет поддерживал хорошие отношения с одноклассником по техникуму начальником Главдальстроя Минтяжстроя СССР Героем социалистического труда Сидоренко Е.М., постоянно был в деловом контакте с главным монтажником электростанций Дальнего Востока начальником управления «Дальэнергомонтаж» Плотниковым Н.Н., а так же с руководителями всех крупных заводов г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре. Будучи разносторонне подготовленным инженером, яростно поддерживал интересы и авторитет котлонадзора, много внимания уделял повышению квалификации находящихся в подчинении инспекторов; Шурулов Петр Иванович — начальник отдела котлонадзора. В годы войны был котельным машинистом на пароходах типа «Либерти», совершавших рейсы из портов США во Владивосток. В 40-х годах окончил институт и пришел работать в Дальневосточную инспекцию котлонадзора; Казанов Николай Иванович — старший инспектор, начал свою трудовую деятельность в инспекции Наркомтруда. В годы войны инспекторы котлонадзора были на брони, их перемещениями занималось руководство Главной государственной инспекции котлонадзора наркомата электростанций в г. Москве. Не прекращалась работа котлонадзора даже в блокадном Ленинграде (об этом могут рассказать ветераны А.А. Тихомиров и А.П. Егоров). В 1943 г. после освобождения Донбаса распоряжением из Москвы Казанов Н.И. Был переведен туда для проведения технического освидетельствования и выдачи разрешения на пуск в работу котлов на восстанавливаемых шахтах. По мере продвижения линии фронта на запад Казанов Н.И. Был переведен в г. Львов, где работал вместе с будущим заместителем Председателя Госгортехнадзора СССР Молчановым Н.А. После войны Казанов Н.И. Вернулся в родной Хабаровск, где достойно проработал в котлонадзоре до ухода на пенсию. Кутузов Валентин Владимирович в 1941 г. школьником принимал участие в строительстве баррикад на улицах осаждаемой Одессы. В апреле 1944 г. при освобождении Одессы получил тяжелое ранение. После окончания Хабаровской школы военных техников работал в паровозном депо Красноярской железной дороги. Проработал в системе котлонадзора (в инспекции МЭС СССР в Госгортехнадзоре СССР, в Госгортехнадзоре России) с 1953 по 1998 г.г. от инспектора до начальника отдела котлонадзора. В 1940-х и 1950-х годах в котлонадзор по окончании учебных заведений пришли фронтовики: Петрухин А.М. - будущий начальник отдела котлонадзора и заместитель начальника управления Приморского округа, орденоносец Лямкин М.В., авиатор Шульга В.В. Работа котлонадзора на Дальнем Востоке во второй половине прошлого века увязывалась с общегосударственной политикой тех лет. С довоенных и послевоенных лет в эксплуатации находилась масса устаревшего взрывоопасного оборудования: локомобильные котлы неимевшие приборов безопасности, многократно взрывавшиеся вертикальные цилиндрические котлы о необходимости скорейшей замены которых настаивало руководство Госгортехнадзора. Хорошим толчком к ликвидации локомобильных электростанций, а так же к переходу на централизованное теплоснабжение послужило образование районных энергетических управлений «Хабаровскэнерго», «Амурэнерго», «Камчатэнерго» и восстановление еще в эпоху Совнархозов Минэнерго СССР. Во всех возможных случаях в дополнение в первым паротурбинным энергопоездам были установлены новые мощьностью 2,5 МВт и 4 МВт. В своей работе инспекторы котлонадзора руководствовались Правилами Госготехнадзора, обязательными для всех Министерств и ведомств, и рекомендациями неоднократно переиздаваемого «Справочника по котлонадзору», составляемого самыми авторитетными специалистами этой отрасли. Непревзойденное значение имели курсы повышения квалификации инспекторского состава, организованные в Москве в конце 50-х годов. Мне посчастливилось пройти обучение на этих курсах с 15 декабря 1958 года по 13 января 1959 года с последующей успешной сдачей экзаменов. Особая ценность этих курсов заключалась в том, что преподавателями были главные специалисты котлонадзора в СССР, профессионалы высшего класса. Проработавшие в отрасли десятки лет, непосредственные авторы и редакторы действующих Правил по паровым котлам, сосудам, работающим под давлением, трубопроводам пара и горячей воды, грузоподъемным кранам и лифтам. Дисциплины «Грузоподъемные краны» и «Лифты» вел Окороков Александр Александрович, автор разъяснения термина «котлонадзор» в ХШ томе последнего издания Большой Советской Энциклопедии, главный специалист Госгортехнадзора СССР по подъемным сооружениям в течение многих лет. «Паровые котлы» читал Сигалов Лев Борисович, проработавший многие годы начальником отдела котлонадзора в Госгортехнадзоре СССР. «Сосуды, работающие под давлением» преподавал главный инженер Управления Центрального округа Фельдблюм; «Организацию контрольной работы» - начальник Управления Центрального округа Смирнов, который впоследствии занимал пост Председателя Госгортехнадзора РСФСР. Такой важный предмет как «Сварка» - главный сварщик всей «Большой энергетики» к.т.н. Якобсон Сергей Сергеевич. «Водоподготовку» - к.т.н. Кот А.А., «Контроль качества металлов» - к.т.н. Соколов, автор книги «Дефектоскопия материалов». В связи с нарастающими темпами строительства новых и расширения существующих подконтрольных предприятий, постоянно рос объем работ по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями. Вводились в эксплуатацию новые паровые котлы и трубопроводы высокого давления на Хабаровской ТЭЦ-1 и Комсомольской ТЭЦ-2, ТЭЦ в г. Амурске, г. Николаевске-на-Амуре, г. Благовещенске. С пуском Зейской ГЭС и завершением строительства основных ЛЭП на территории Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономных областей отпала необходимость в эксплуатации энергопоездов и маломощных электростанций. Во всех случаях, где пар использовался как теплоноситель только для отопления. Паровые котлы были переведены на водогрейный режим с температурой ниже 115 С. Последние взрывоопасные вертикальноцилиндрические котлы были заменены водотрубными котлами типа Е-1/9. Управление по котлонадзору и подъемными сооружениями Комитета практически ежегодно проводило совещания-семинары с руководителями и инспекторским составом местных органов Госгортехнадзора. На семинаре в Москве инспекторов, контролирующих объекты котлонадзора тепловых электростанций Молчанов И.А. на вопрос: «Сколько раз в году инспектор обязан бывать на подконтрольных предприятиях?» ответил: «Столько раз, сколько потребуется для приведения объектов котлонадзора в соответствие действующим Правилам Госгортехнадзора СССР». Рекомендовалось проводить внезапные проверки в любое время суток, в выходные и праздничные дни. А.А. Окороков неоднократно подчеркивал, что все требования, рекомендации, предложения, изложенные в предписаниях, должны быть обоснованы конкретными статьями действующих Правил Госгортехнадзора СССР. В послевоенное время и в годы «застоя» на введенных в действие новых предприятиях эксплуатировались особо опасные объекты котлонадзора: автоклавы для производства силикатного кирпича, пароводяные аккумуляторы, используемые в производстве древесно-волокнистых плит, варочные и содорегенерационные котлы на ЦБК, гидролизаппараты на Хорском биохимическом заводе. Управление округа своевременно получало информационно-директивные указания Комитета по предупреждению аварий, происшедших где-либо на аналогичных объектах и всем коллективом отдела котлонадзора стремилось их выполнить и не допустить повторения таких происшествий. Большую помощь в методическом и в техническом отношении в работе по котлонадзору оказывали приезды в Хабаровский край, Амурскую и Камчатскую области руководителей и главных специалистов Госгортехнадзора Молчанова И.А., Есипова К.К., Окорокова А.А., Зыкова А.К., Лукьянова Ю.П., Шельпякова А.А. и других. Беспощадно вскрывая недостатки и упущения в нашей работе, они тут же учили и заставляли их устранять. Неоценимую помощь в повышении квалификации всего инспекторского состава и в обеспечении безопасности при эксплуатации объектов котлонадзора оказывали книги Александра Константиновича Зыкова, в частности «Эксплуатационная надежность объектов котлонадзора». Настольной книгой у каждого инспектора было «Руководство по изучению Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» незабвенного корифея котлонадзора Павла Николаевича Ушакова изданное тиражом 150000 экз. Дело П.Н. Ушакова достойно продолжил Николай Андронович Шишков, в многочисленных изданиях которого, особо выделяется «Надежность и безопасность грузоподъемных машин». Обязательным правилом в Управлении округа было наличие у инспектора подписки на журнал «Безопасность труда в промышленности». Содержательная конкретная статья Анатолия Александровича Тихомирова об авариях на воздухосборниках, опубликованная в журнале по рекомендации инспекторов, стала руководящим документом для ИТР и персонала предприятий, эксплуатирующих воздушные компрессоры. Как учебное пособие для инспекторов котлонадзора, в годы перестройки тиражом 1120 экземпляров выпущена книга Тихомирова А.А. с соавторами «Безопасная эксплуатация паровых и водогрейных котлов». Специалисты Управлений по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Котельников В.С., Жуков В.Г., Хапонен Н.А., Шельпяков А.А., Шишков Н.А. и другие всегда оперативно решали любые поставленные котлонадзором округа вопросы и доброжелательно разъясняли любому инспектору те или иные положения контрольно- профилактической работы. Во второй половине двадцатого века в котлонадзоре Управления округа выделялись наиболее квалифицированные с многолетним опытом преданные делу специалисты: Кутузов Валентин Владимирович, с 45 летним стажем; Когут Александр Михайлович, за 40 лет прошедший путь от инспектора до начальника отдела; Савенко Василий Иванович, главный инспектор по Совгаванскому и Ванинскому району Хабаровского края; Шишацкий Александр Павлович, главный инспектор по Амурской области со стажем более 30 лет; Теплинский Владимир Маркович, главный инспектор по Еврейской автономной области с 30 летним стажем, всесторонне развитый, одаренный,непревзойденный специалист по высшей математике и преферансу, отличный шахматист. До последних лет жизни работали на поприще котлонадзора первый начальник Комсомольской инспекции Гречанюк Эдуард Семенович, инспекторы Базалий Дмитрий Калинович и Артемьев Владимир Григорьевич. К концу XX века, в результате проведенных технических и организационных мероприятий, количество аварий и жертв при эксплуатации регистрируемых объектов котлонадзора было сведено к минимуму. На подъемных сооружениях (грузоподъемных кранах, лифтах, эскалаторах, подвесных канатных дорогах, подъемниках) зачастую причиной аварий и травматизма служит пресловутый «человеческий фактор» - самовольное отключение обслуживающим персоналом приборов безопасности: ограничителей грузоподъемности на башенных кранах, автоматических сигнализаторов опасного напряжения при работе стреловых самоходных кранов под ЛЭП. Заместитель начальника Управления Приамурского округа территориального органа Госгортехнадзора России в отставке Усенко Л.Н. Р.S. Я до назначения приказом Председателя Госгортехнадзора СССР от 06.09.1982 № 324-к заместителем начальника управления Хабаровского округа работал инженером - контролером отдела котлонадзора с 14.11.1956 по 18.07.1960, а с 01.07.1968 по 06.09.1982 начальником отдела котлонадзора того же Управления, уволен в октябре 1998 года, в связи с выходом на государственную пенсию по старости. Мой стаж работы в системе котлонадзора составляет более 33 лет. На производстве работал помощником машиниста паровоза со сдачей практических и теоретических испытаний, получил свидетельства на право управления локомотивом. Работал слесарем — монтажником 7 разряда треста «Котлотермомонтаж», главным инженером и директором Соловьевской ЦЭС «Амурэнерго», шеф — инженером по ремонту котлов и начальником Хабаровского участка «Дальэнергоремонт». |